Феминистки + ...

Когда вспоминают феминисток, какие первые ассоциации? Женщина, которой не хватает хорошего ... мужика? Толстая, уродливая, злобная мужененавистница? Или даже не женщина, а ... нечто, «оно», то, что полностью отказалось от своей природы?

В рубрике Красота: Уход за кожей

Так вот, прежде чем навешивать ярлыки, давайте разберемся по мере сил в проблеме. Итак, кто такие феминистки и откуда вся эта история?

Эволюционно сложилось так, что вид Homo Sapiens (т. е. мы с вами, дорогие братья и сестры) разделен на два пола – на мужчин и женщин (называется это половой диморфизм). Именно это и определяет привычный облик человека (для всех очевидны внешние различия между мужчиной и женщиной), его поведение (гормоны, никуда от них не деться), физическую силу и выносливость – т.е. те показатели, которые напрямую зависят от тела, нашей скромной физической оболочки.

Хорошо это или плохо – спорить фантастам, а нам приходится жить в мире, где все млекопитающие имеют два пола, но только человек эволюционировал в разумное существо. В результате миллионов лет изменений Homo стал Sapiens, человек выделился из мира природы настолько, что создал свой собственный. Который, соответственно, изменялся и совершенствовался, люди – тоже. Человек теперь не только самое совершенное животное, венец творения и часть экосистемы, он давно перерос отпущенные природой возможности, возвысился над физиологией и попрал инстинкты. Homo Sapiens, прежде всего, это – личность, уникальная и свободная. И у кого, скажите, пожалуйста, повернется язык назвать Моцарта самцом или Жанну Д’Арк – самкой? И в человеческом обществе к понятию пола, как совокупности неких биологических признаков, добавилось понятие гендера – социокультурного пола, совокупности социальных и личностных качеств. Так вот, в современном демократическом мире важен не пол, а гендер.

Это означает, что нет «мужских» или «женских» занятий, а есть занятия, соответствующие конкретному человеку. Т.е., грубо говоря, сильная, но глупая женщина вполне может рубить уголь в шахте. А умный, но слабый мужчина замечательно способен заниматься вышивкой. Они абсолютно равны в этом выборе, все зависит от способностей и желания, а не от половых органов. Мужчина и женщина – равноправные соратники, а не стороны, угнетающие друг друга.

Но уже не эволюционно, а исторически сложилось так, что женщины все же находились в угнетенном положении (и не надо аппелировать к матриархату, это всего лишь остроумная теория). Можно спорить о предпосылках этой дискриминации, о причинах, ее вызвавших, но сам факт женского угнетения очевиден. Задумайтесь, когда женщины получили право голоса? Когда – право наследования? Когда женщинам разрешили (вот спасибо!) учиться в университетах? Почему решение именно женщин носить брюки и курить сигары вызвало такое бурное осуждение? Да и вообще: кто там в первородном грех виновен?

Началось все в Америке, во времена Войны за независимость. Первой женщиной-борцом за равноправие принято считать Абигейл Смит Адамс (1744—1818),которая стала известна благодаря фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).
В Европе путь борцов за равные права был более тернист. Например, во Франции перед Великой французской революцией издавался журнал о женских правах, француженки создавали различные общественные организации, которые требовали для женщин гражданских прав и принимали активное участие в политической борьбе. Успеха они не достигли, а одна из идейных вдохновительниц движения, Олимпия де Гуж (автор Декларации прав женщины и гражданки, где содержалось требование социального и политического равноправия, основательница «Общества женщин – революционных республиканок») была казнена за свою деятельность. В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

В Англии требование гражданского равноправия женщин впервые было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт в книге «Оправдание прав женщины» (1792).

Но это были лишь первые ласточки, которые заставили общество задуматься и прислушаться к их идеям. Но, по сути, они являются основательницами так называемой первой волны феминизма (XIX - первая половина XX), когда происходила борьба за юридическое равноправие полов.

Организованное движение за равноправие началось в 1848 году, в США, штат Нью-Йорк, в городке Сенека-Фоллз, где впервые был проведен съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все мужчины и женщины созданы равными». В 1869 году были созданы две женские общественные организации, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

В Европе в это же время набирал обороты суфражизм (от англ. suffrage - право голоса), т.е. борьба женщин за право голосовать на выборах. Общество весьма скептично относилось к суфражисткам – они могли появиться на светском рауте без сопровождающих мужчин, позволяли себе недопустимо одеваться (например, брюки или жилет), курили, могли перебить мужчину и – о, ужас! - высказывали свое мнение. Постепенно к суфражистке сформировалось отношение как к женщине вульгарной, грязной, абсолютно неприличной и... свободной. Мужчины их презирали и боялись, а дамы – тоже презирали и ... завидовали. Власти не поддерживали взгляды и начинания суфражисток, их периодически арестовывали и приговаривали к различным срокам тюрьмы. Одним из организаторов движения за женское право голоса, была Эммелин Пэнхёрст, которая в 1868 сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин, объединившую в течение года 5 тысяч членов. Под давлением этого объединения английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал им право голоса на местных выборах (1894).
Тогда же и появляется сам термин «феминизм» (от лат. femina - женщина), впервые его употребила Эллис Росси в 1895 году.

Первая волна феминизма достигла поставленных целей. Первыми избирательное право получили имущие женщины в Новой Зеландии в 1893 году и в Австралии — в 1902 году. Позже - женщины ряда европейских стран (в Финляндии — в 1906, в Норвегии — в 1913, в Дании и Исландии — в 1915, в России — в 1917, в Канаде — в 1918). В 1919 году права голосовать добились женщины Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга, Чехословакии. В 1920 году — США, в 1922 году — Ирландии, в 1928 году — Великобритании, в 1931 году — Испании и Португалии.
С середины XX века начинается вторая волна – борьба за ФАКТИЧЕСКОЕ равенство мужчины и женщины. В конце 70-х гг. движение приобрело массовый характер, проявилось в массовых акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. Среди самых популярных течений можно выделить следующие:

1. Феминизм равенства - основан Симоной де Бовуар, женой Жан-Поля Сартра, идеология изложена в ее книге «Второй пол». Смысл заключается в том, что все люди от природы равны, а половые различия – несущественны и не считаются. Кстати, Симона сформулировала и право женщин не только избирать, но и право войти во властные структуры.

2. Феминизм различий во главе с Люси Ирегирей признавал все половые различия. Кроме того, индивидуумы признавались фундаментально различными, и межполовой консенсус предлагалось искать на темах нейтральных.

3. Ситуативный феминизм (основательница - Шийла Бенхабиб) предлагал рассматривать, прежде всего, ситуацию, а уж исходя из нее, делать все выводы.

До настоящего времени демократически избранными главами государств и правительств стали более 20 женщин. Первой женщиной, возглавившей правительство, стала Сиримаво Бандаранайке (1960, Шри-Ланка), первой женщиной, занявшей президентский пост, — Вигдис Финнбогадоттир (1980, Исландия), первой женщиной, возглавившей правительство в мусульманской стране, — Беназир Бхутто (1988, Пакистан). Сегодня женщины высшие должностные посты в Латвии, Финляндии, Ирландии, на Филиппинах, в Чили и Германии.

Феминистки второй волны многого добились, наш мир без них был бы совсем другим. И вряд ли бы он был лучше.
Относительно третьей волны идут активные споры. Кто-то ее признает, а кто-то – нет. Понятно одно: в XXI веке к феминисткам присоединяются мужчины. И, что бы ни судачили злопыхатели, они совершенно нормальной сексуальной ориентации.

И, кстати, движение за права женщин никогда не было исключительно женским: еще Платон рекомендовал воздавать по заслугам, а не по половому признаку, а одно из сочинений-предвестников феминизма — «О величии и превосходстве женского пола» — было написано философом Генрихом Корнелиусом Агриппой в 1529 году. В 1869 году Джон Стюарт Милл опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна… и… есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

Конечно, еще рано говорить о равенстве мужчин и женщин. Всем доступна статистика карьерного роста и зарплат, домашнего насилия и сексуальных домогательств. Никого не удивляет женщина - заботливая мать утром, леди-босс днем, шеф-повар вечером, пылкая любовница ночью и живой человек при всем при этом. И феминизм нужен женщинам хотя бы для того, чтобы просто выживать в таких условиях. А утверждать, что феминистки ненавидят мужчин, по меньшей мере, глупо. Женщины просто ... уже давно замужем за ними, родили им детей, ведут дом, обустраивают быт, строят свою карьеру. Нет никакой глупой ненависти. Женщины, как и двести лет назад, хотят прав, свободы, уважения и благодарности.

Автор: Наталия Руденко

Феминистки + ... - Версия для печати