Русские ювелирные традиции: чернение по серебру

Sovenok, автор JustLady.
Русские ювелирные традиции: чернение по серебру
Разглядывая поверхность вещиц из черненного серебра, невольно вспоминаются предания старины глубокой. Это не случайно. Чернение - одна из технологий, без изменения достигшая наших времен. Традиция создавать тонкие, филигранные узоры, покрывающие поверхность серебряных изделий восходит корнями к Древней Руси. Современные мастера, с успехом перенявшие этот опыт, продолжают создавать настоящие шедевры.

Очень мало технологий обработки металлов доходит до наших дней без изменения. Достижения техники привели к тому, что многие процессы автоматизировались. Но есть такие технологии, которых не коснулось время и нововведения. Они дошли до наших дней, не потеряв самобытность и сохранив актуальность. К такой технике относится чернение серебра.

Более 500 тысяч лет назад мастера Древней Руси чернили серебро, чтобы придать ему прочность и удивительный филигранный узор. Такой орнамент способен не только сделать поверхность этого металла невосприимчивой к природным катаклизмам, но и по-настоящему украсить изделие. Недаром изделия из черненного серебра дошли до наших дней в неизменном виде.

Знаменитая чернь по серебру проходила свои этапы развития. Первые изделия украшал богатый орнамент и сюжетные рисунки. Затем ее сменили более сдержанные композиции. Это были географические карты, изображения городов и их достопримечательностей.

Вскоре сухие, документальные элементы декора сменились узорами растительного содержания. Тонкая вязь и цветов и листьев с мифологическими персонажами, украшает более поздние изделия. Такие изображения строились на контрасте тесного и светлого. Как правило, они полностью покрывали поверхность серебряных вещей, как будто заткав ее.

Этот промысел в 19 в. стал постепенно угасать, скорее всего, по причинам экономическим.Но в 20 в. производство черни возродилось. Это произошло, во многом, благодаря потомственному мастеру М.П. Чиркову, который начал передавать ученикам свой бесценный опыт.

Воплощение в жизнь черни - довольно кропотливая работа, требующая внимания и знания нюансов. Сначала на изделия наносится тщательно продуманный черновой рисунок. Необходимо, чтобы он заполнили всю поверхность.
После этого узоры гравируют на поверхности.

Затем следует непосредственно чернение. Оно заключается в образовании или отложении на поверхности серебряной вещи сернистого серебра. Состав сернистого серебра различен у разных мастеров. Можно сказать, что это настоящее ноу хау.Этим веществом заполняют углубленный орнамент и подвергают действию высокой температуры.Это необходимо, чтобы сплавить сернистое серебро с изделием. В результате получается рисунок черной эмалью на поверхности серебра.Для улучшения качества и внешнего вида его полируют, часто механически.

В настоящее время российские заводы «Кубачи» и «Северная чернь» хранят и активно поддерживают традицию чернения серебра. Современные и старинные изделия из черненного серебра по-прежнему пользуются успехом. Причем, не только у нас, но и зарубежом. Не так давно старинная черненная супница, производство которой датируется 18 в., была продана за баснословные деньги на аукционе «Сотбис».

Традиция чернить серебро делает изделия из этого металла утонченно красивыми и филигранными. Покрытые замысловатыми утонченными узорами, серебряные вещи выглядят, а порой и стоят дороже золота.

Теги: русский,поверхность,серебро,русская,традиция,гравировка,чернение,чернь

Русские ювелирные традиции: чернение по серебру - Версия для печати