×

Сообщение об ошибке

Warning: Memcache::connect(): Can't connect to localhost:11211, Connection refused (111) in include_once() (line 524 of /home/sites/www.justlady.ru/sites/default/settings.php).

Картинг - большая история маленьких машин

Юлия Бирим, автор JustLady.
Картинг - большая история маленьких машин
Страсть и скорость, крутые виражи и визг тормозов, полное единение с автомобилем, адреналин и азарт – всё это доступно только мужчинам-профессионалам? Нет! Перед картингом все равны. Небольшая и, на первый взгляд, примитивная машинка готова подарить каждому яркие и совсем недетские эмоции. Хотя начинала она, конечно, как чисто «мужская» забава.
На заре его юности

Первой любовью карта были пилоты. Летчики ВВС США во время Второй мировой войны, чтобы как-то занять себя в томительные часы ожидания, стали строить из подручных материалов небольшие автомобили. Под рукой на аэродромах, в основном, оказывались легкие и прочные трубы для шасси, двигатели от стартеров и генераторов, тележки. А что начнут делать здоровые молодые мужчины, в распоряжении которых оказались самодельные гоночные машины, идеальная трасса — взлетная полоса — и много свободного времени? Конечно же, устраивать гонки! Война закончилась, пилотов распределили по другим дивизионам, но любимая забава не забылась, а находила себе всё новых и новых поклонников. Один из них, Арт Инглес, выйдя в запас, устроился работать механиком в фирму Kurtis Kraft company. Компания, по счастливому стечению обстоятельств, «строила» гоночные родстеры. Профессиональная подготовка и юношеская мечта о маленькой и дешевой гоночной машине привели к тому, что в августе 1956 на свет появился первый оригинальный карт — трубчатая рама, ставшая классикой жанра, примитивный ручной тормоз и, установленный позади сиденья водителя, двухтактный двигатель от газонокосилки мощностью всего в 2,5 лошадиные силы. Впервые карт Инглеса «выехал» на публику на автогонках в Помоне. Естественно, в заездах он не участвовал, но прокатиться на нём предлагали. Так, совершив на «крутой» малютке полноценный круг, один американский бизнесмен Даффи Ливингстон, согласился с другим бизнесменом Биллом Роулесом в том, что у машины есть потенциал. В результате этого соглашения на свет появляется «Дрон» — карт, оснащенный двигателем от беспилотного летательного аппарата.

На коммерческой основе

С 1957 года карт становится не просто забавой, лекарством от скуки, не только мечтой, оснащенной колесами, но и успешным коммерческим проектом. Уже известный нам Роулес первым регистрирует фирму со звучным названием Go Kart Manufacturing Co Inc. Она начинает продавать готовые карты с дешевым двигателем от роторной газонокосилки. В это же время Инглес, взяв в компаньоны сотрудника нефтяной компании Луи Борели, запускает в производство карт под названием Каrette. Именно этой марке суждено стать на долгое время самой популярной в этой области. Общее количество различных картов постепенно начинает исчисляться не просто десятками, а десятками тысяч, появляются многочисленные картодромы. Первый, площадью в пять акров, был возведен в Азусе фирмой Роулеса. В декабре 1957 года появляется и первая официальная американская организация картов — клуб Go kart. От ее создания рукой подать и до прочих формальностей — унификации параметров машинок и трасс, технических и спортивных правил проведения картинговых соревнований. Ещё каких-то пять лет и — в марте 1962 года — появляется уже Международная комиссия по картингу, один из органов Международной автомобильной федерации. А это значит, что картинг признается равным другим видам автомобильного спорта. Ура!

Карт покоряет Старый свет

В Европу карт въезжает, не изменяя себе, под управлением летчика. Пилот ВВС США в Великобритании Микки Флин, в сентябре 1958 года, оформляет заказ фирме Билла Роулеса и на Британские острова отправляется пять новеньких машинок. К 1960 году английские предприниматели уже уверенно держат этот бизнес в своих руках — 120 производителей соревнуются в переделке разнообразных моторов под картинговые цели, а пилоты шустрых малюток «рвут» трассы по всей стране Ее Величества.

Но и хладнокровных британцев, и предприимчивых американцев «обходят на повороте» темпераментные итальянцы. На первом чемпионате мира по картингу ( 1964 год, Рим) победителем объявляется некий Гвидо Сала. Именно он открывает длинную череду итальянских чемпионов.

Картинг становится «звездной ступенькой» в пилоты «Формулы 1». Выдающиеся гонщики — Ален Прост и Нельсон Пике, Айртон Сенна и Михаэль Шумахер — начинают свою карьеру за рулем карта.

И сносит «железный занавес»

В СССР у маленькой машинки с крутым характером находятся свои поклонники-энтузиасты. Им, естественно, приходится намного сложнее, чем зарубежным братьям по шасси и мотору. Первые советские карты собирали с миру по гайке. Покрышки от самолетов и мотороллеров, танкистские шлемы и кирзовые сапоги, вместо амуниции, умельцы на заводе поштучно вытачивают разнообразные болтики и клепки. Весной 1961 года на велотреке латвийского города Вентспилс состоялись первые в СССР серьезные соревнования по картингу, в которых участвовали аж 14 спортсменов!

Советскому картингу помогает выжить простая мимикрия. Детская забава вызывает меньше вопросов, чем взрослые увлечения, скопированные с «гнилого Запада». Картинговые секции открываются при дворцах пионеров. Самые известные — в Курске и Харькове.

Долгую трассу пришлось преодолеть скоростному автомобильчику от юношеских кружков до официального вида спорта и популярного общедоступного развлечения. Но он справился.

Теги: карт,история,картинг

Картинг - большая история маленьких машин - Версия для печати