Одной из возможных причин закрытия магазинов стало падение продаж мобильных телефонов в России и мире. На быстро растущем рынке смартфонов Nokia значительно отстала от своего главного конкурента Samsung. Если в 1 квартале 2011 года Nokia занимала 1 место по доле в мировых продажах смартфонов (60,7%), то за тот же период 2012 года доля продаж снизилась почти вдвое (31,9%), опустив компанию сразу на третье место. Тем не менее, по общему количеству проданных телефонов Nokia по-прежнему остались на первом месте – 38,6% рынка против 36,4% у Samsung.
Такая ситуация не могла не встревожить менеджмент Nokia, был проведен тщательный анализ рынка и последних тенденций. Бизнес монобренда, на который делала ставку компания, перестал оправдывать себя. Если несколько лет назад все новинки появлялись у Nokia и лишь затем копировались другими производителями, то сегодня выпустить интересный продукт может практически любая компания. Покупатель предпочитает сравнивать модели разных брендов и выбирать наиболее любопытный для него.
В мае 2012 года с управляющей магазинами компанией «Носимо» был расторгнут контракт, она приняла решение перепрофилировать магазины в монобрендовые салоны Samsung. Развитие розницы телефонов Nokia управляющие компании производили за свой счет, без финансирования со стороны Nokia.
Продажи в фирменных магазинах были всегда достаточно высоки, но их доля в общей выручке незначительна. Менеджмент Nokia посчитал, что закрытие салонов не повлияет на долю продаж телефонов компании на российском рынке, достаточно будет интернет-магазинов, салонов партнеров и зон бренда Nokia в магазинах ритейлеров. Именно в этих направлениях сегодня будут развиваться каналы сбыта продукции.
Закрытие магазинов – лишь часть антикризисной политики Nokia. Кроме этого, планируется значительное сокращение штата сотрудников, сворачивание элитного подразделения Vertu и выпуск супердешевых смартфонов под маркой Nokia.