Hippie-way: автостоп как стиль жизни

Кира Зайцева, автор JustLady.
Я никогда не была сторонницей автостопа. Даже в городе иной раз боишься в официальное такси сесть, не то чтобы поймать какого-нибудь дальнобойщика на загородной трассе. Я никогда и подумать не могла о подобных развлечениях, пока сама жизнь не заставила.
Hippie-way: автостоп как стиль жизни

В прошлые выходные я очнулась ранним утром в рейсовом автобусе, следующем из Риги в Москву. В салоне, накрененном набок, почти все еще спали, и только ранние тетушки тихо говорили между собой:

- А давно стоим?
- Да уже час.
 
За окном так же тихо, как их речь, шел дождь. По обе стороны от шоссе протянулся непролазный лес. А водители простукивали колеса автобуса большими гаечными ключами. Я задремала еще на час. Но даже спустя это время пейзаж и звуки вокруг не изменились. Отчего-то никто не мог сказать, на каком участке страны мы встряли. Питаться слухами надоело, и я решила обратиться к «нашему веку высоких технологий». Google-локатор особенно не обнадежил: 350 км до Москвы, федеральная трасса М9, Тверская область. До ближайшего населенного пункта ехать час. Я выбралась из автобуса покурить и узнала, что сонные водители перебрали вручную каждое колесо автобуса. Мысль слететь со скользкой российской дороги в кювет на скорости из-за отвалившегося колеса потянула за собой мысль, что надо ловить другую машину и именно автостопом. После поездки в Латвию мой кошелек не осилил бы такси на 350 км.
 
Я докурила сигарету, попутно вспомнив истории своего знакомого автостопщика, который постоянно гоняет стопом по Европе, а раньше частенько ездил так из Иркутска в Питер и обратно. Во время одного из своих путешествий он повстречал «судьбоносную машину» где-то под Воронежем. Как это обычно бывает, водитель с моим приятелем разговорились. Последний рассказал ему про себя, и спустя час бесед, выяснилось, что за рулем автомобиля двоюродный дядя моего знакомого. Он безапелляционно заявил, что теперь везет племянника к себе в гости в Петербург, несмотря на то, что новоиспеченный родственник изначально собирался в Иркутск. Подобный поворот событий мой знакомый воспринял как знак и уже по дороге в гости твердо решил, что в скором времени окончательно переедет в северную столицу. Так оно и произошло. Вся его семья спустя некоторое время переехала из Иркутска в Санкт-Петербург.
 
Но в моем случае судьбоносный водитель не требовался. Мне нужно было просто добраться в Москву живой и как можно быстрее. Под взгляды моих попутчиков из автобуса, полные сарказма, я встала на обочину и решительно подняла руку, оттопырив большой палец вверх. Надо признать, их сарказм был оправдан: машин на этой трассе было в час по чайной ложке, и в большинстве своем – фуры. Да и на фоне сломанного автобуса с кучей пассажиров я смотрелась не очень-то убедительно. Но я, наверное, очень везучая. Спустя несколько минут, я услышала голос моего друга за спиной: «Смотри, кто-то сдает назад! Ты все-таки поймала машину».
 
Я открыла дверь старенькой девятки, спросила, подвезет ли водитель до Москвы. Тот сказал, что ему по пути, и только потом я увидела его не внушающее доверия лицо. Но на волне эйфории в честь удачи я схватила сумку из автобуса, прихватив под мышку друга, и решила положиться на случай. Первый автостоп – дело весьма волнительное, надо сказать. В голове прокручивается миллион сценариев, как тебя грабят, насилуют, четвертуют, пытают, требуют выкупа, как по неосторожности водителя тебя таранит мимо проезжающий грузовик. Но, как рассказывают автостопщики, шофер – это самое безобидное, что может случиться с тобой на дороге. Главным образом спасает то, что ему приходится вести машину, не отвлекаясь надолго. Как правило, водители подхватывают автостопщиков, чтобы просто поболтать и разнообразить монотонную поездку интересным собеседником. Опыт других путешественников говорит, что зачастую на дорогах грабят и вообще сулят неприятности не водители, а внезапно оказавшиеся рядом гопники. Ну а на счет изнасилований, тут девушкам советуют все-таки садиться в машину не одной и не на переднее сиденье. С нашим водителем случилось, наверное, меньшее из зол – он всего-навсего засыпал за рулем. И надо отметить, что и нам с моим другом не удалось выспаться ночью в автобусе.
 
Спасти ситуацию могли только кофе или устроенная нами, попутчиками, развлекательная программа для водителя. От кофе он отказался, по-мужски отнекиваясь от собственной слабости: «Нет, я не засыпаю. Так… думаю кое о чем своем, вот и моргаю медленно». Поэтому пришлось прибегнуть ко второму варианту. А чем как не разговорами отвлечь водителя от сна? Да и потом, какой же это автостоп без бесед, дорожных басен и всяких историй! В так называемой Академии Вольных Путешествий, такая своеобразная школа автостопщиков (да-да, у них есть даже несколько школ!), есть основное правило. Автостоп – это не халява, не экстрим и не спорт, это наука и способ познания окружающего мира, в том числе и через человека, согласившегося вас подбросить. И в это правило вложен большой смысл. Каждый разговорчивый водитель – это хрестоматия житейских историй, это гид не только по местности, но, может быть, даже по жизни. Как человеку, которого вы видите первый и последний раз в жизни, ему можно, например, выговориться, поделиться эмоциями. Водители обычно – люди простодушные и отзывчивые.
 
Мы свои души не изливали, зато наш водитель будто позабыл про сон. Он задорно тыкал пальцами по обе стороны от машины, рассказывая про то, что на этом или том месте было раньше. Он с ухмылкой супермена рассказывал про лихие 90-е на дорогах и про то, как он боролся с их беспределом, отнимая у пьяных водителей полфургона шпрот и документы (чтобы неповадно было). Он же поведал удивительную историю про энергетическую пирамиду, кем-то когда-то построенную на Новорижском шоссе, в которой в самый лютый мороз не замерзает вода, а по выходу на улицу она покрывается ледяной корочкой. Уже дома я выяснила, что это Пирамида Голода, названная так в честь человека, ее установившего. Она вроде как лженаучна, с водой в действительности ничего не делает, но вот легенды ушли далеко в народ.
Довезя нас до Москвы, владелец девятки радушно попрощался с нами, пожелав всего нам хорошего. А я робко протянула ему немного денег, мол, это вам на бензин и вообще спасибо огромное. Робко, потому что, с одной стороны, я была полна рвения поблагодарить человека явно не богатого, который выручил. С другой стороны, я понимала, что рушу этими вот бумажками с водяными знаками всю романтику автостопа, весь его принцип, всю суть и при этом развращаю бескорыстного человека. Кто знает, может, в следующий раз он не согласится подвезти ребят, попавших в непростую ситуацию, за просто так, сославшись: «Мне тут вот столько заплатили, а вы чертовы халявщики!» В любом случае эта поездка доказала, что мир не без добрых людей.
 
По приезде я стала интересоваться темой автостопа и, к своему удивлению, выяснила, что люди по всему миру не только путешествуют таким образом, но собирают целые кругосветные экспедиции автостопом и устраивают чемпионаты. И в них может поучаствовать любой. Самые известные школы в России – Петербургская Лига Автостопа, уже упоминаемая ранее Академия Вольных Путешествий (она выпускает, кстати, много увлекательных книг по автостопу) и Московская Школа Автостопа под руководством известного путешественника Валерия Шанина, совершившего свою первую кругосветку всего за 280$. Весь список подобных школ можно найти здесь
 
Автостоп – занятие захватывающее, рискованное и, честно признаться, затягивающее. Мечты, скажем, о евротрипе стопом живут в горячих головах отчаянных путешественников, но немногие из них решаются на подобную авантюру. Кого-то пугает трудная дорога (а она действительно отнюдь не легкая), вероятность неприятных приключений, трудности с пересечением границ и так далее. Но только тот, кто рискует, выпивает этот гремучий коктейль из дорожной пыли, шоферских баек, случайных знакомств, неизвестных мест и бьющей ключом жизни. Он меняет расположение всех точек зрения, засевших в определенных местах вашего мироздания, он открывает настоящую реальность. И не знаю, как вы, но когда-нибудь я заставлю себя собрать рюкзак, прикрепить к нему спальник, взять друга (изнасилований я все-таки еще боюсь) и выйти на дорогу, подняв вверх большой палец руки как символ больших приключений, которые ожидают в пути любого странника.
Hippie-way: автостоп как стиль жизни - Версия для печати