"Хоббит: Пустошь Смауга": преумножая сущности

Катя Валуа, автор JustLady.
Вторая часть 9-часовой кинотрилогии пополнила детскую сказку Толкиена целой толпой персонажей, чуть не забыла про хоббита, влюбила эльфийку в гнома и при этом осталась безнадежно скучной.
"Хоббит: Пустошь Смауга": преумножая сущности

В первой части очередной кинотрилогии про Средиземье  отряд гномов под предводительством Торина Дубощита (Ричард Армитидж) и волшебника Гэндальфа (Иэн МакКеллен) почти без потерь и даже с приобретением хоббитом Бильбо Бэггинсом (Мартин Фриман) зловредного колечка, дарующего невидимость, преодолел Мглистые горы. Распри остались позади, и вся компания двинулась дальше к Одинокой горе, чтобы отвоевать у дракона Смауга гномье царство Эребор, а заодно вернуть нехилый алмаз Аркенстон, позволяющий Торину провозгласить себя королем под горой.

Перед сценаристами встала нетривиальная задача – растянуть оставшиеся 100 страниц детской книжки на 6 часов кинематографического времени. И задача была с блеском провалена. Создателям второй части киноэпопеи про хоббита удалось почти невозможное – сделать стопроцентный экшн  невыносимо нудным и забыть про главного героя на первые две трети фильма. Недостаток фантазии Толкиена щедро компенсирован новыми сюжетными линиями – эдаким сценарным новоделом, от которого не сразу понимаешь что делать, смеяться или плакать.  Детской сказке явно не хватало секса и насилия, за что и уцепился Джексон, заполняя временные и сюжетные пробелы.  В результате мы имеем возможность наблюдать по ходу фильма такие смысловые парадоксы, как эльфийско-гномий любовный треугольник и скучнейшая сорокаминутная беготня от дракона.

Странно, но если разобрать вторую часть «Хоббита» на детали, то все выглядит прилично. Пауки очень страшные, эльфы очень красивые, шутки местами удачные, отсылки к «Властелину колец» вполне уместные (чего стоит только презрительный вопрос Леголаса гному Глоину про портреты в медальоне: «Это твой брат?» - «Это моя жена и мой маленький сын Гимли»).  Толком не прорисованные у Толкиена персонажи в фильме обретают характер и историю. Зашкаливающая динамика (особенно в первой половине действия) держит в приятном напряжении – правда, пока не осознаешь, что при таком развитии событий все герои должны были погибнуть в течение первых 15 минут.  

Но когда все эти гонки в бочках, паутиновые бои, неоднозначные эльфы, заматеревший Леголас (Блум покрыт метровым слоем грима, но юность, увы, не возвращается), Стивен Фрай в образе гнусного бургомистра, полузабытый, но очаровательный хоббит, Гэндальф, уже занятый более важными делами грядущей битвы за Средиземье, складываются в одну картинку, оказывается, что фрагменты случайны и просто не подходят друг к другу.

Первая часть трилогии была своего рода черным ящиком. С эпическим размахом «Властелина колец» и одновременно обезоруживающей легкостью детской сказки, предыдущий фильм рассказывал историю после того, «как все случилось». Тогда как «Пустошь Смауга» уже безо всяких церемоний просто обрушивает на зрителя поток режиссерской фантазии, скачущей в безумной пляске вокруг знакомых персонажей. Смотреть на это, может быть, и было бы небезынтересно, если бы в какой-то момент не становилось так утомительно.

В прокат фильм выходит во всех мыслимых форматах, включая 35 мм. Разумеется, прокатчики ожидают от него рекордных сборов, что, скорее всего, так и будет.  Будем честны: на «Хоббита» мы ходим не за тонкой сценарной работой, операторскими находками и безупречной актерской игрой, а за очередной лазейкой в Средиземье, которое когда-то, казалось, безнадежно закрылось для нас с последней страницей книжки.  

"Хоббит: Пустошь Смауга": преумножая сущности - Версия для печати