В поисках потерянного яйца: эволюция Faberge

Настя Слон, автор JustLady.
Отгадайте загадку: несла старушка корзину с яйцами, а дно упало, сколько яиц осталось в корзине? А теперь еще одну: что появилось первым – яйцо или курица? Как незамысловатому предмету удалось стать любимой ювелирной игрушкой императорской семьи, почему их все время ищут и самое главное – откуда столько вопросов?
В поисках потерянного яйца: эволюция Faberge

Куриные яйца принято украшать на Пасху, но и в дохристианскую эпоху эта забава была известна. Популярная во всем мире еда, форма без изъянов – за века яйца приобрели позитивную репутацию. Они ассоциируются с весной, возрождением, животворной силой. Библейские чудеса, истории, описывающие, как яйца становились вдруг красными в подтверждение слов славящих воскрешение Христа, способствовали тому, что их окрашивание стало частью религиозной традиции. И полюбилось не только обычным людям, но и знатным особам.

Российский императорский двор стал главным заказчиком уникальных ювелирных изделий в форме яйца у Карла Фаберже. Первое из них известный ювелир, работавший в России, сделал для Александра III в 1885 году в подарок его жене, и вплоть до 1917 года ежегодно изготовлял для царской семьи драгоценные яйца, одно другого хитрее и изысканнее.

Яйца Фаберже из музея в Санкт-Петербурге

При слове Fabergé на ум приходят жутко и бесполезно дорогие игрушки, пафосные и китчевые. Долгое время за уникальными вещицами (всего для императорской семьи их было сделано около 50) велась гонка не столько из-за их ювелирной и художественной ценности, сколько из-за их статусности. Но пострадала не только имиджевая составляющая – около 8 изделий Карла Фаберже долгое время считались пропавшими, к настоящему моменту найдены только три из них. Сейчас в коллекции Кремля находятся 10 изделий, часть принадлежит ювелирному дому Fabergé, остальные – в музеях и частных коллекциях. За последние полгода было несколько поводов заговорить о легендарных яйцах – открытие частного музея Фаберже в Санкт-Петербурге в конце прошлого года, а накануне Пасхи - выставка нефритового яйца Карла Фаберже в Harrods, организованная ювелирным домом Fabergé, и демонстрация одного из недавно найденных изделий – золотого яйца Фаберже со встроенным часовым механизмом Vacheron Constantin в Лондоне.

Третье "потерянное" яйцо

Яйцо Фаберже 1901 года, выставленное в Harrods

Рассматривать ювелирные яйца Фаберже интересно – в них много мелких деталей, замысловатых узоров тонкой работы, драгоценных камней. Но еще ценне другое - яйца, к которым имеет отношение Fabergé (компании удалось стать полноценным ювелирным домом – преемником мастерской Карла Фаберже лишь в 2007 году), создаются и сейчас – и они не менее впечатляющие.

Речь идет о благотворительном проекте Fabergé Big Egg, в рамках которого современными дизайнерами и художниками к Пасхе создаются скульптуры в форме яиц и размещаются по всему городу. Впервые идея была реализована в 2012 году в Лондоне, на протяжении 40 дней жители английской столицы искали спрятанные арт-объекты.

The Big Egg Hunt 2012

В этом году The Big Egg Hunt Fabergé дал отмашку большому городскому приключению в Нью-Йорке. На этот раз организаторы пасхального марафона запрятали 260 скульптур. Участникам предстоит найти как можно больше яиц, сфотографировать, выложить в соцсетях и отметить их расположение на специальной карте-приложении. Победителям достанется ценный приз – кулон из белого золота с драгоценными камнями от Fabergé.

В создании дизайнерских скульптур-яиц в 2014 году участвовали такие художники, как Заха Хадид, Джефф Кунс, Rasmussen, Эмели Адамс, Marchesa, Марк Куинн и другие. Проект нацелен не только развлечь развлечь публику, украсить город, но и преследует благотворительные цели. Все средства, вырученные от продажи яиц Fabergé, пойдут в благотворительные компании Elephant Family и Studio in a School. Цена за каждое изделие колеблется от 500 до 31000 долларов (за скульптуру Захи Хадид).

 

       Elyn Zimmerman with Miotto Mosaics                                Remko Heemskerk

                                      ENX                                                                    Sarah Elise

                                 Vexta                                                                     Cadogan Tate

                       James DeMartis                                                                 Eric Cahan

                    Luke Wessman                                                               Jannell Turner

                  Rachel Lee Hovnanian                                                     Ambika Conroy

                                 Pure Evil                                                                  Leyla Aliveya

                               Morphosis                                                                Chris Marshall

                              Clifford Ross                                                      Sean Paul Gallegos

                               Ed McGowin                                                              Josh Stika

       Chris Carnabuci with CA/CHE Studio                                         Chad Muska

         GRADE Architecture + Interior Design                                           Laura Flook

                         nicolas Holiber                                                                  3D EYE

                                    Retna                                                                 Shantell Martin

                          Matthew Willey                                                                     ASVP

                       Denis Thomopoulos                                                 Laurent Debrunhoff

                          Nathalie Priem                                          William Wegman and Stephen Doyle

                           Emma Clegg                                                            Waris Ahluwalia

                               Alice Tams                                                            Sandra Nunnerley

 

                        Zaha Hadid

Закономерная и позитивная тенденция в развитии ювелирного дома Fabergé, который получил признание за выпуск уникальных вещиц для частного использования, а снова заставил говорить о себе через много лет, продемонстрировав миллионам жителей крупных мегаполисов результаты труда современных художников, продолжил оставаться неравнодушным к пасхальной традиции и создавать праздничное настроение. 
В поисках потерянного яйца: эволюция Faberge - Версия для печати