"Любить, пить и петь", как завещал Ален Рене

Настя Слон, автор JustLady.
На 36-м ММКФ в рамках программы «Божественная эйфория» показали «Любить, пить и петь» Алена Рене, последнюю, очень искреннюю и отчасти автопортретную картину. На прощание французский режиссер выбрал самый человечный и мудрый жанр – комедию.
"Любить, пить и петь", как завещал Ален Рене
Поразительным образом последний фильм художника буквально стал его прощанием с миром – достойным, веселым, жизнеутверждающим. Ален Рене умер в марте этого года, ему было 91. «Любить, пить и петь» участвовал в конкурсе Берлинского кинофестиваля и получил приз ФИПРЕССИ, а сам режиссер – награду за открытие новых путей в киноискусстве. На премьеру он приехать уже не смог, как и не дождался выхода фильма в прокат. Но тут мы столкнулись с примером, когда произведение поработало на своего автора, выступив в роли легкого, веселого и вдохновляющего, если это слово уместно в данном случае, завершения пути.
 
В основу фильма «Любить, пить и петь» легла пьеса Алана Эйкборна «Жизнь Райли». Старинные знакомые Колин, Кэтрин и Тамара собираются сыграть в спектакле, но узнают, что Джордж (особенно близок он с мужем Тамары Джеком) неизлечимо болен. Решая поддержать его в этот трудный момент, они зовут друга участвовать в представлении. Последние месяцы жизни этого удивительного мужчины (в том, что он необыкновенный, убеждены все, особенно женщины) для многих станут периодом осознавания и в то же время превратятся в настоящую комедию.
 
 
Джордж будет вызывать восхищение, трепет, заставит бороться за себя четырех прекрасных женщин, включая свою бывшую жену Монику и шестнадцатилетнюю дочь Тамары Тилли, а их мужчин – ревновать и волноваться. И все это ему удастся сделать, так и не появившись на экране.
 
Действие происходит в Йорке, но и Англия здесь присутствует номинально: актеры говорят по-французски, виды городка появляются лишь в начале фильма, а затем сменяются иллюстрациями и абстрактными декорациями. Место становится условным, и театр в пространстве картины чувствует себя как дома.
 
Остраненность кроме эфемерности главного героя усиливается за счет отсутствия основного события, к которому готовятся персонажи, – мы так и не видим спектакль, который они разыгрывают. Все это было репетицией, но репетицией чего? Большой вопрос, неизбежно сопровождающий конец жизни.
 
 
Джордж (в исполнении женщин его имя звучит всегда с придыханием, они кокетливо отводят глаза) оставил множество загадок (помимо намеченных любовных интижек): «Никогда не поймешь, что у него в голове», «Что он хотел этим показать – возможно, таким образом он пытался устроить наши жизни?» Райли, жизнь, смерть – условности, так не стоит воспринимать все это слишком всерьез.
 
Ален Рене, собрав своих любимых актеров и разыграв историю с уходом из жизни некого Джорджа (или просто человека), говорил во многом о себе самом. Сняв именно такой фильм в конце своей жизни, режиссер завещал проводить его под мажорную мелодию. Кстати, композиция Штрауса, лейтмотивом звучащая в фильме, так и называется – «Любить, пить и петь».
 
Вдохновляющая, радостная и жизнеутверждающая комедия советует быть взрослыми, не теряя детской восторженности, и обязательно делать паузы – чтобы зрители могли посмеяться.
 
"Любить, пить и петь", как завещал Ален Рене - Версия для печати